Белокаменные скульптуры Москвы
Уникальные свойства известняка - мягкость и легкость в обработке — издавна использовались русскими зодчими для вырезания каменных фигур.
При создании белокаменных скульптур мастерами учитывалось время добычи известняковых блоков. Камень выламывали весной, когда известняк был насыщен естественной влагой и значительно легче поддавался обработке. Затем скульптура должна была высохнуть, при этом на воздухе она покрывалась тонкой пленкой защитного слоя. Практически было доказано, что скульптуры из известняков устойчивы к природным воздействиям и мало разрушаются от перепада температур
Эти «секреты» знали мастера Древней Руси и охотнее работали с известняком из мячковских карьеров, чем с привозным дорогостоящим мрамором.
Еще в середине XV в. под руководством работавшего тогда в Кремле зодчего и скульптора Василия Ермолина из мячковского известняка были изготовлены две белокаменные фигуры для украшения Фроловской башни-стрельницы(в 1658 году специальным царским указом Фроловская башня переименована в Спасскую). Одна из них — барельеф с изображением святого Димитрия Солунского, особо почитаемого великими русскими князьями. Другая — белокаменная скульптура всадника на коне, которая, как предполагают специалисты, являлась одним из самых ранних изображений Георгия Победоносца, ставшего небесным покровителем Москвы.
Скульптура Георгия Победоносца не имеет предшественников, ни последователей. Этот уникальный памятник русского пластического искусства и белокаменной русской резьбы ХV века в настоящее время экспонируется в Государственной Третьяковской галерее среди других бесценных реликвий прошлого.
В 1625 году на Фроловской башне был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором
были установлены часы. Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам четверика возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами.
В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи — «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки — одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). Во время пожара 1654 года статуи обгорели и рассыпались.
Но «секреты» изготовления белокаменных фигур не были потеряны, они передавались мастерами из поколения в поколение. Наиболее видным мастером, создавшим прекрасные образцы белокаменной скульптуры в Москве, был Иван Петрович Витали (1794-1855), автор более трехсот произведений монументального искусства.
В 1821 году им были выполнены две белокаменные скульптурные композиции «Воспитание» и «Милосердие», украсившие подъездные ворота Воспитательного дома.
В ХIХ в. в Москве, благодаря мастерству камнерезов, возродилась старинная традиция украшать входы в дома и храмы фигурами львов, которые по древнему поверью обязаны были стеречь входы в них. Лев считался символом силы и государственной власти, поэтому он был излюбленным изображением еще у строителей Владимиро-Суздальской Руси. Но живых львов владимирские камнесечцы отроду не видывали и получались из-под их скарпелей не львы, а коты, да еще улыбающиеся.
Затем львы на многие века были позабыты и вернулись в архитектуру городов лишь в ХIХ в. В Москву увлечение «львами» пришло из Петербурга. Но в северной столице эти фигуры отливались из чугуна, бронзы или вырубались из мрамора, а в Москве большинство львов было вырезано из известняка. Парные фигуры львов — эти неусыпные стражи московских усадеб, — устанавливались на белокаменных столбах подъездных ворот.
Из небольшого числа сохранившихся до наших дней скульптур следует упомянуть о львах, украшающих и сегодня особняк на улице Тверской (дом 21). Здесь в старинном доме с колоннадой, красивой чугунной оградой и львами на воротах размещался Английский клуб, членами которого были самые богатые и знатные люди Москвы. Специалисты предполагают, что эти белокаменные скульптуры были сделаны в 1780 году из добытого в мячковских (деревня Верхнее Мячково) карьерах известняка, что совсем рядом от Лыткарино.
Метки: Верхнее Мячково, Лыткарино, мячковский известняк
Очень интересно и познавательно, просто зачитываешься. Спасибо за чудесную статью.
Хорошо потрудились мастера Древней Руси!
I’m impressed by your wrtiing.
Мастера раньше были ухххх, дело знали, руки умели, А сейчас у нас только перепродажники.