Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Дворцовые Разряды и Выходы

Николо-Угрешский монастырь в XVII веке

Из  летописных книг следует интересный вывод: Угрешская обитель весьма полюбилась первым царям из рода Романовых. После окончания Смутного времени Николо-Угрешский монастырь быстро возродился и стал царским монастырем, государевым богомольем. Рисунок изображает тогдашний Николо-Угрешский мо-настырь, находившийся в 10-15 верстах от Москвы.

Первые русские цари не раз совершали паломничества в эту древнюю подмосковную обитель, именуемые Угрешскими походами. В особых летописных книгах — Дворцовых Разрядах и Выходах — упоминается 9 посещений Угреши царем Михаилом Федоровичем.

 

Обычно Угрешские походы совершались на Николин день, 9 мая, или накануне. Государь стоял на Литургии, потом, откушав праздничную трапезу, отбывал на отдых в свое потешное село Остров.

В 1620 году, повествует документ, государь пожелал идти на Угрешу пешком. Его мать, инокиня Марфа Ивановна, и вся свита — бояре, окольничий, стольники — шли пешком, и лишь некоторые московские дворяне ехали за царем на лошадях. Паломничество посвящалось освобождению государева отца — патриарха Филарета — из восьмилетнего польского плена. Сохранились письма Михаила Федоровича и его матери патриарху, написанные во время этого Угрешского похода. 8 мая, находясь неподалеку от монастыря, царь писал: «... no вере нашей ... радостен и удобошествен чуть показался; разумехом бо, яко молитвы ваши шествуют с нами, и благословение вашего иреиодобия зело облегчением нам прохождение ... и неже обешахомся дойти честныя лавры великого во святителех и чудотворца Николы, уж близь есьмя, иаче же надеемся ираздновати светло в радости духовной ...».

«Древний воздух, вышитый золотом, серебром и разных цветов шелком». Литография (Древности Богоявленской ц. XVII в. в слободе Мстёре. Владимир, 1870)

В монастырской ризнице хранились богатые вклады этого государя - вышитый золотом воздух*, два покрова из красного бархата, унизанные мелким жемчугом, и напрестольный восьмиконечный серебряный крест с 16 частицами мощей, позолоченный и украшенный крупным жемчугом.

Толковый Апостол

Кроме того, государыня Марфа Ивановна в 1618 году подарила монастырю «Толковый Апостол» — книгу в кожаном переплете из 776 страниц, написанных красивым полууставом .

Монастырь процветал не только за счет богатых вкладов, но и за счет привилегий, данных обители государями. Так в начале 1613 года игумен Сергий направил юному царю Михаилу Федоровичу Романову челобитную с просьбой подтвердить жалованные грамоты Ивана Грозного на рыбную ловлю монастырской братии под Нижним Новгородом. 15 апреля царь удовлетворил эту просьбу.

28 сентября 1645 года угрешский игумен Дионисий присутствовал на церемонии венчания на царство Алексея Михайловича Романова. Новый государь, как и его покойный отец, весьма благоволил Николо-Угрешской обители. В 1646 году он также подтвердил жалованные грамоты монастыря.

Святитель Николай

Вот одна из записей, датированная 1667 годом, когда царь Алексей Михайлович посетил Угрешский монастырь на праздник Святителя и Чудотворца Николая: «А на государе было платье зипун тавта желта,узнаем мы о царском наряде, — у него обнизь по червчатому бархату городы, ферязи темная тавта червчата, ферязи ездовыя зувь малинова; без образцов, шапка бархат червчат двоеморх, около соболей с запоры. Посох коновой, стул, подножье холодное».

В правление царя Алексея Михайловича Свято-Никольский Угрешский монастырь достиг наибольшего расцвета. В его владениях находилось около 40 селений, где числилось более 3700 крепостных. Обитель посещалась царем, знатными особами, высшим духовенством и мирянами всех сословий. Братия была довольно многочисленна и, видимо, превышала 100 человек. В синодике значились 26 княжеских, 53 дворянских рода и 12 родов старцев .

Вот еще одна примечательная запись в Дворцовых Разрядах. Летописец сообщает, что в октябре 1646 года состоялось освящение церкви в селе Остров, на котором присутствовал царь Алексей Михайлович. «И того дня в селе Острове был у государя стол в хоромах, а у стола были бояре и окольничие все без мест. У стола стоял крайней Семен Лукьянович Стрешнев. В столы смотрели стольники: в большой стол Князь Алексей Иванов Буйносов-Ростовский, в кривой стол Александр Леонтьев. Вина наряжал Петр Васильев сын Шереметев».

-------------------

* Воздýх [греч. ἀήρ; νεφέλη - облако, ἀναφορά - возношение, καταπέτασμα - завеса], в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией. В совр. практике В. обычно представляет собой вышитый покров, приблизительно 60×80 см; как правило, с изображением креста посередине. /Православная энциклопедия/

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , ,

Отзывов (5) на «Дворцовые Разряды и Выходы»

  1. Наталья пишет:

    Богатая история. А имена-то какие! Спасибо за экскурс!

  2. светлана пишет:

    так интересно спасибо за такую историю

  3. Roman Seredenko пишет:

    Ух, я бы туда съездил бы… на фотосессию…

  4. Наталья пишет:

    Интересно рассказано, не все помнится из истории, да и не про все было рассказано на уроках истории. Я только не поняла: “В монастырской ризнице хранились богатые вклады этого государя – вышитый золотом воздух,” – это что так называли – вышитый золотом воздух?

Ваш отзыв