Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Камень мячковский в Москве второй половины XVIII века

Москва во второй половине XVII века

Москва второй половины XVIII века

Москва второй половины XVIII века

Основную городскую застройку в Москве составляли частные, («партикулярные») дома чиновников, купцов, мелкого и среднего духовенства и ремесленные слободы к тому времени уже перебрались на городские окраины.

В первые годы своего правления императрица задумала осуществить грандиозный проект — изменить градостроительный облик Москвы и, в первую очередь, Кремля.

С переносом столицы в Петербург Кремль стал местом временного пребывания царского двора. Сюда приезжали императоры и императрицы на коронование, на поклонение предкам и московским святыням. Несмотря на это, Кремль на протяжении всего XVIII столетия находился в запущенном состоянии. Как свидетельствуют документы, многие его сооружения подолгу не ремонтировались после пожаров и приходили в ветхость.

У Кремля во второй половине XVIII века

В 1767 году архитектор В.И. Баженов был направлен в Москву для приведения в порядок обветшавших строений Кремля.

Василий Баженов

В своем проекте «Кремлевской перестройки», как называл его Баженов, архитектор ставил задачу реконструкции центра города, объединения большой территории Кремля и Красной площади, создания из разновременных построек единого планировочного и архитектурного комплекса.

Большое внимание в ансамбле уделялось строительству нового Кремлевского дворца. Работа над его проектом и созданием модели будущего дворца продолжалась целых семь лет. «Чтобы узнать, столько ль оно будет красиво и порядочно в самом деле», Баженов создал колоссальную модель дворца (17х10 метров), для размещения которой потребовалось специальное помещение. Люберецкому краеведу А.А. Белову удалось в архивах Москвы найти интересный документ, где сообщалось, что 21 мая 1769 года Федор Ушаков из Люберец  и Петр Гарешников из Тураево подрядились построить помещение для модели Кремлевского дворца. Выполненную в дереве модель показывали как восьмое чудо света, о ней писали, она служила образцом, которому следовали многие архитекторы и художники.

Одновременно с проектными работами по созданию Большого Кремлевского дворца Баженовым были намечены и обследованы места добычи белого камня для его строительства — окрестности подмосковных сел Люберецы и Мячково. Документы тех лет свидетельствуют, что в окрестностях Москвы к тому времени были разработаны свои каменоломни — в Хорошове и Дорогомилове (ныне Киевский район столицы). Но архитекторы считали, что «каменоломни к употреблению не способны», так как запасов в Хорошове было мало, и при том извест-няк залегал глубоко. О Дорогомиловской каменоломне было сказано, что «белый камень за слабостью ево и к зжению извести против Мячковского негоден».

В 1773 году у подножия Кремлевского холма, почти на самом берегу Москвы-реки, был заложен огромный Кремлевский дворец, главный фасад которого должен был выходить на набережную реки и охватывать своими боковыми крыльями все древние постройки Кремля. Однако, строительство дворца вскоре было прекращено. Грандиозный проект Баженова не был осуществлен по ряду причин. Одна из них — непосильная для государства стоимость запроектированного строительства, другая — воплощение проекта привело бы к нарушению традиционного облика Кремля, что понимали многие деятели того времени.

Неудача со строительством дворца не остановила Екатерину II. Она любила строить и в письме к барону Гримму признавалась: «Вы знаете, между прочим, страсть к постройкам усилилась у нас, как никогда, и ни одним землетрясением не разрушено столько, сколько мы строим. Стройка — дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше стро-ишь, тем больше хочется строить».

В 1775 году специальным департаментом был утвержден новый план застройки Москвы.

Благоустройство Москвы во второй половине XVIII века.

Он сохранял исторически сложившуюся структуру города, но предполагал упорядочить планировку улиц, создать вдоль стен Кремля и Китай-города полукольцо площадей, образовать на месте разобранных стен Белого города бульвары. Кремль оставался основным ядром композиции, а зона центра расширялась, и здесь было намечено создание крупных представительных архитектурных ансамблей. Здания должны были быть построены в новом архитектурном классическом стиле, который пришел на смену господствовавшему в середине XVIII столетия стилю барокко.

Стиль русского классицизма со свойственным ему градостроительным размахом, спокойным величием, четкостью и простотой архитектурных форм в строительстве Москвы получил блестящее развитие. Основоположниками московского классицизма были архитекторы В.И. Баженов, его ученики М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. С их именами связаны возведенные в Москве во второй половине XVIII в. прекрасные постройки, которые составляют сегодня облик современного цен-тра столицы: здание Сената в Кремле; здание Благородного собрания, Колонный зал которого служил образцом для залов во многих губернских дворянских собраний; здание Московского университета; здание Голицынской больницы, построенное в самом конце столетия, и позднее вошедшее в комплекс Первой Градской больницы, и другие строения.

Архитектура второй половины XVIII века.

Единство в застройке города достигалось общностью окраски стен зданий в светлые тона, на фоне которых обязательно выделялись белые колонны и барельефы. Украшение архитектурных ансамблей белокаменными колоннами, карнизами, воротными столбами и оградами, портиками, лестницами, белокаменными фигурными украшениями из известняка соответствовало требованиям нового архитектурного стиля. Во второй половине XVIII в. подмосковные каменоломни специализировались по выпуску этих архитектурных деталей, а также стенового и облицовочного камня для цоколей. Однако во всех видах белокаменных украшений, как резных, так и гладких, мячковский камень не имел конкурентов по легкости обработки, стойкости и дешевизне.

Здесь надо вспомнить о строительстве одного из первых общественных зданий, учрежденных по указу Екатерины II и возведенных в Москве в строгом классическом стиле, — Воспитательном доме (ныне ул. Солянка, д. 14). Его строительство явилось большим событием для Москвы. Закладка здания состоялась 21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, и сопровождалась громом пушек и целой серией благотворительных акций. В тот день было собрано более пятидесяти бедных невест, которых выдали с приданым замуж за ремесленников, и затем более тысячи человек бедных были угощены обедом.

Устроение Воспитательного дома требовало серьезных затрат, и по церквам всей России была открыта добровольная подписка по сбору пожертвований на его строительство. Сама государыня с наследником Павлом Петровичем была первая вкладчица: она единовременно пожаловала Воспитательному дому 100 тысяч рублей, повелев ежегодно отпускать на его содержание из своих комнатных» денег по 50 тысяч рублей.

Благотворительные взносы на возведение этого богоугодного заведения жертвовали граф Алексей Григорьевич Разумовский, князь Иван Иванович Бецкий, представитель купеческого рода горнозаводчиков Прокофий Акинфиевич Демидов и другие. Наиболее щедрых благотворителей императрица повелела публично отмечать и сохранять память о них в назидание потомкам. Так на почетном месте в Зале совета московского Воспитательного дома был помещен портрет Никифора Артемьевича Сеземова (работы известного художника Левицкого), который пожертвовал 14778 рублей в фонд этого заведения. Речь идет о том самом Никифоре Сеземове, иждивением которого в 1754 году в селе Жилино была возведена каменная церковь Успенья Божией Матери.

Воспитательный дом

Для строительства Воспитательного дома потребовалось более 100 тыс. штук камней от 45 до 71 см длиной. Чтобы удешевить строительство здания, на его сооружение повторно были использованы блоки мячковского известняка, полученные при разборке части стены Белого города. Следует отметить, что неоднократное использование одних и тех же блоков прочного белого камня было в традиции у бережливых русских зодчих.

Сюда же, на строительство Воспитательного дома, был привезен белый камень из Люберец, где по приказу Екатерины II был разобран недостроенный дворец императора Петра III.

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , , , ,

Один отзыв на «Камень мячковский в Москве второй половины XVIII века»

  1. сергей пишет:

    А я вам на это вот какую ссыллку шлю:

    Лыткарино – город удивительных цен на недвижимость, о котором мало кто знает. А зря: 60 тысяч рублей за метр рядом с Москвой
    http://www.metrinfo.ru/articles/79934.html

Ваш отзыв