Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Лыткарино. Образование в крае. XIX век. Часть 2

Фабричная школа

Новые экономические условия, сложившиеся в стране, строительство железных дорог, начавшийся бурный рост крупных и мелких фабрик, введение на них новой техники и технологий требовали от рабочих определенного уровня знаний. В связи с этим наиболее дальновидные владельцы и управители фабрик начали организовывать при своих предприятиях учебные заведения для рабочих.

Одна из таких школ была построена в местечке Балашиха Московского уезда. Балашиха, на речке Пехорке, насчитывала всего 28 дворов, но при этом в «Описании Московского уезда» за 1884 год было показано, что здесь есть больница и училище. Можно предположить, что оба этих учреждения были построены при расположенном здесь «Товариществе Балашинской мануфактуры», возглавляемой П.Г. Шелапутиным.

При Раменской мануфактуре стараниями фабриканта Павла Семеновича Малютина и директора фабрики Федора Михайловича Дмитриева училище было открыто в 1859 году.

Интерьер Раменской фабричной школы

Попечительство и благотворительность в то время играли весомую роль в развитии народного образования и с точки зрения общественного престижа высоко ценились: за них, как за государственную службу, давали звания и награды. Именно поэтому Николай Павлович Малютин получил чин действительного статского советника, который приравнивался к генеральскому.

В первые годы училище размещалось в помещении конторы фабрики, а позднее, в 1870 году, на средства сыновей Малютина для школы было выстроено специальное двухэтажное деревянное здание на 420 учащихся — одно из первых в России.

В Раменской фабричной школе

Через два года на Промышленной выставке в Москве был продемонстрирован макет этого школьного здания, выстроенный в уменьшенном виде. Для знакомства с ним были приглашены смотрители народных училищ из разных губерний страны. Интерес к макету был понятен, так как здания для первых земских школ устроители приобретали разными путями: снимали в аренду, переделывали из бывших складских помещений, выкупали и только спустя некоторое время, при наличии средств, начали строить по типовым проектам.

Большим интересом у посетителей Промышленной выставки пользовались действующие модели станков, образцы хлопка, тканей, минералов, гербарий, сделанные для Раменской школы. Позднее эти экспонаты были переданы в открывшийся в Москве Политехнический музей.

В Раменской фабричной школе обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему, рукоделию, пению. В школьное расписание была включена гимнастика. Школу посещали не только подростки в возрасте 12-16 лет, работающие на фабрике, но и неработающие ребятишки 9-12 лет из близлежащих деревень. Фабричное училище объединяло как бы две школы с разными расписаниями и порядком дня.

Следует отметить, что обязательное начальное обучение малолетних рабочих на Раменской фабрике явилось исключительным явлением того времени, так как в своем большинстве сами купцы и фабриканты оставались зачастую неграмотными или малограмотными, а для управления производством прибегали к найму иностранных специалистов.

В 1866 году в Бронницах на уездном земском собрании впервые был поднят вопрос о системе народного образования в уезде. Через год при уездной управе был создан училищный совет, который возглавил работу по созданию и оказанию помощи народным земским училищам. В первые годы, в связи с ограниченностью средств, земство взяло на себя заботу о 8 школах, утвердив расходы на их содержание в сумме 1840 рублей в год (по

230 рублей на каждую): наем помещения — 50 рублей, отопление в классе мальчиков роменской фабричной школы — 15 рублей, преподавателю — 100 рублей, учебные пособия — 25 рублей, первоначальное обзаведение — 15 рублей, сторожу — 25 рублей.

Первые попытки организации земских школ столкнулись с целым рядом трудностей: не хватало средств, учебников, учителей, школы ютились в неприспособленных помещениях. О состоянии некоторых учеб-ных заведений можно судить по отчету за 1871 год смотрителя училищ Бронницкого уезда по поводу школы в селе Михайлова Слобода: «Здание ветхое, крыша сквозит, как решето, вследствие чего обучение может идти только в ясную погоду».

К 1871 году земство Бронницкого уезда содержало уже 14 школ при участии попечителей, еще 13 школ являлись частными, 11 находились на содержании духовенства и сельских обществ. При этом на каждую школу приходилось 2820 детей, а обучалось только 48, то есть меньше двух процентов детей получали образование.

Занятия с ребятами проводили 60 уездных учителей, в том числе 48 мужчин и 12 женщин, из них 50 человек — лица духовного звания. Следует отметить, что в то время духовенство, наряду с дворянством, было одним из самых образованных сословий в России.

Несмотря на наличие в Бронницком уезде значительного числа земских и церковно-приходских школ (в 1882-1883 гг. на 342 деревни их было свыше 40) в отдаленных деревнях существовали 53 частные школы. Часто причины их организации носили чисто практический характер: чтобы детям не ходить за 3-4 версты в земскую школу, экономить одежду, обувь, хлеб, родители сами организовывали частную школу в своей деревне. Обучение здесь проводили священнослужители, грамотные крестьяне или солдаты, мещанки. Подавляющее число таких школ насчитывало всего по 7-10 человек, иногда по 5-6 учеников. Получали учителя от родителей по 1,5-2 рубля за зиму за одного ребенка.

По переписи 1883 года в Бронницком уезде грамотных мужчин было 39,8% и женщин 5,6%. Сравнение этих данных с данными переписи 1869 года показывает, что за 14 лет число умеющих писать и читать возросло более чем вдвое.

К началу 1895-1896 учебного года по Бронницкому уезду насчитывалось уже 74 училища: из них земских 52, церковно-приходских 18, фабричных 1, начальное городское женское 1, город-ское мужское 1 и министерское (Мячковское) 1.

К 1911-1912 учебному году число учебных заведений в Бронницком уезде, дающих начальное образование, возросло до 145, в том числе земских училищ — до 93 (в том числе в сельце Островцы), церковно-приходских — до 47. Церковно-приходские школы были открыты в Зеленой слободе, в Малаховке, Нижнем Мячкове и других деревнях.

Около половины школ Бронницкого уезда имели четырехгодичный курс обучения, но при здание школы в деревне этом все острее вставал вопрос об организации учебных заведений, дающих среднее образование. Для решения этой проблемы в 1906 году в селе Раменское было создано Общество распространения среднего образования. Его почетными членами были местные землевладельцы и образованная интеллигенция — инженеры, актеры, писатели. Их стараниями в Раменском была открыта женская платная гимназия. На 1 января 1914 года в ней обучалась 141 девочка. Из дворянок учились 5, из духовенства 3, из почетных граждан и купцов 4, из крестьянок 97, из мещанок 28 девочек. В 1913 году в гимназии был открыт дополнительный класс с педагогическим уклоном.

В 1911 году открылась смешанная гимназия в пос. Малаховка, чему активно способствовал писатель Н.Д. Телешев с супругой. По инициативе Бронницкого общества распространения среднего образования в уездном центре также была открыта гимназия. Обучение в гимназиях было платным (по 15 руб. в год с учащегося).

Это были первые в Бронницком уезде учебные заведения такого типа. И, как видно из приведенных выше цифр, в соответствии с реформой Министерства народного просвещения, доступ в гимназии был открыт для детей «всех сословий без различия звания и вероисповедания».

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , , , ,

Отзывов (3) на «Лыткарино. Образование в крае. XIX век. Часть 2»

  1. Ирина пишет:

    Интересная статья. А все же в гимназии брали плату 15 рублей. Много это или нет?

  2. Татьяна пишет:

    Я живу недалеко от Балашихи. Очень интересно узнать исторические факты и посмотреть на старые фотографии.

  3. Елена пишет:

    Здорово, когда люди так любят и знают свой край, как вы.

Ваш отзыв