Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Лыткарино – вотчина Чудова монастыря

Лыткарино – вотчина Чудова монастыря

      Иногда с жалостью узнаешь подробности истории и мест связанных с твоим краем, до которых,  как поется в песне " не дойти ногами", а теперь и не доехать на велосипеде, потому что их больше нет. Но давайте помнить !

На протяжении почти 250-ти лет Лыткарино оставалось вотчиной Чудова монастыря — с середины ХV и до начала XVI I I в.

Как много о жизни в наших краях могли бы рассказать нам монастырские документы, но, увы! Многое кануло в Лету навсегда. Те монастырские рукописи, которые сохранились, рассредоточены по разным хранилищам и фондам. В Историческом музее собраны книги из монастырской библиотеки. Синодик — книга, в которую вписывались имена умерших для поминовения, — хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Часть хозяйственных книг находится в фондах Российского государственного архива древних актов. В этом архиве хранятся и межевые книги Чудова монастыря, в которых мы на-шли подтверждение того, что отписана «та их монастырская вотчина на деревню Лыткарина по данной иноки Марфы Борисовы жены Володимерова...».

Чудову монастырю в нашей местности принадлежал солидный надел земли. Его описание дано в выписке, сделанной в 1641 году из писцовых книг архимандриту Чудова монастыря Кирилу с братиею: «...и всего село да две деревни да четыре пустоши». село Жилино, деревни Лыткарино и Дергаусова, пустоши Петрино, Глинища, Волосово и Меньшое Глинища.

 «... Деревня Лыткарина, а в ней двор монастырский, да крестьян двор] Васка Матвеев; д[вор] Петрушка [...]феев; двор] Костка Иванов; д(вор] Стенька Спиридонов; двор] Стенька Трофимов.

Пашни пахатные худые земли полисмены; да лесом поросли шездесят шесть чети бес полуосмины, и обоево шездесят шесть чети в поле, а в дву потому ж, сена тысяча шездесят копен.

Пашни паханные худые земли полчетверика, да лесом поросли десять чети бес четверика, и обоево десять чети в поле».

Упоминавшиеся выше пустоши — это бывшие поселения, оставленные крестьянами из-за оскудения земли.

Выписка из писцовых и межевых книг, сделанная в 1693 году, не-много дополняет описание деревни Лыткарино конца XVI I в. «...Да на тое ж деревни Лыткариной вымерено при усадьбы и на выпуск одиннаднать десятин с четвертью да гор каменных и межу тех гор болота по смете с школьники людьми тех гор и болота двадцать шесть десятин. Да под тою ж их монастырской вотчинною деревнею Лыткариным пруд с рыбою ...» .

В этом документе впервые упоминаются каменные горы, разработка которых и добыча природного камня-песчаника стала на долгие го-ды основным промыслом лыткаринских крестьян.

Приходная книга, датированная 1585-86 rr., содержит записи о по-ступлении различных сборов, налогов, доходов от торговли и вкладов в монастырь. И здесь находим запись о Лыткарино:

Чудов монастырь в кремле - владелец Лыткарино

Чудов монастырь в кремле. Фото начала ХХ века.

Но не всегда доходы монастырей собирались путем праведным. Об этом свидетельствует документ — «полюбовная разъезжая» старцев Чудова и Николо-Угрешского монастырей, датированная 1508-1509 гг. Документ рассказывает, что угрешские монахи, «прислав многих людей в Волосовскую деревню, лес посекли сильно». Так как деревня являлась вотчиной Чудова монастыря, то архимандрит, видимо, осердившись, «бил челом государю великому князю Василию Ивановичу всея Руси... И князь великий дал своего судью на разъезд Ивана Лгова Кирея, тиуна московского. И судья Иван в ту землю ездил, да и судил их ... и [присудил] перед боярином стать у доклада. И старцы чудовские и угрешские попроси-ли у судьи промеж себя помирится без боярского доклада. И Иван судья им ослободил помирится». В полном согласии старцы «разрешали [разде-лили]землю чудовскую да никольскую по любови и межи учинили промеж тех земель».

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: ,

Ваш отзыв