Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Московско-Казанская железная дорога

  Во второй половине XIX в. в России развернулось активное строительство железнодорожных путей как непременного условия развития промышленности и рыночного хозяйства.

Московско-Казанская железная дрога

Железнодорожное строительство в стране началось еще при царе Николае I, когда в 1837 году была построена первая железная дорога Петербург — Павловск — Царское Село. В 1851 году железная дорога связала Москву и Петербург. Это было серьезное по тем временам строительство. Основные работы были связаны с возведением земля-ного полотна и строительством искусственных сооружений (было выстроено 184 моста!).

В 60-е годы ХIХ в. Россия переживала «бум» железнодорожного строительства, в результате которого за короткий срок была построена целая сеть железных дорог протяженностью в 20 тыс. верст.

Одной из наиболее перспективных оказалась железная дорога, которая должна была пройти через Рязань и

Казанский вокзал между 1905-1913 годами

соединить Москву с черноземным районом и Поволжьем. Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. В связи с этим одна за другой начали создаваться акционерные компании, которые надеялись получить крупные доходы на новом деле. Так, в 1859 году, возникло «Общество Саратовской железной дороги», и при его финансовом участии началось строительство первого участка пути Москва-Рязань.

Вот что пишет по этому поводу А.А. Белов в своей статье «Первый поезд». «В начале 1862 года, морозным зимним днем, произошло событие, которое сильно взволновало жителей подмосковных сел, что на юго-востоке от Москвы, породило массу слухов и пересудов: по железной дороге, что строилась на Рязань, прошел первый пробный поезд.

Мост под пути Казанской железной дороги в 1907 году

Потребность Москвы в надежных путях сообщения с южными хлеборобными провинциями назрела давно. Еще в 1841 году газета «Московские губернские ведомости» писала, что надо устроить хорошее шоссе или даже железную дорогу от столицы до Коломны, причем слова «железная дорога» были выделены особым шрифтом. Ей, стальной магистрали, которых еще так мало было тогда в России, отдавалось предпочтение.

Проектов было два. По первому предполагалось проложить чугунку по правому берегу Москвы-реки до самого устья, по второму — по левому. Правый был каменист, изрезан оврагами. К тому же, необходимо было сразу же пересекать Москву-реку. Выбор пал на левый берег, более ровный, со сравнительно небольшими речками.

После очень долгих споров и согласований 9 июня 1860 года была окончательно утверждена линия направления. Через два дня начались подготовительные работы. На трассу между 15-й и 95-й верстами от Москвы вышли 3775 землекопов, затем их число увеличилось до 4645 человек. 300 лошадей возили грунт. Вырубался лес, шла корчевка пней, выемка торфа, дерновая облицовка откосов. Из Англии было выписа-но 690920 пудов рельс и 47360 пудов скреплений.

Строительство продвигалось, и в начале 1862 года возникла возможность проехать по головному участку пути.

Поезд был составлен из паровоза и двух вагонов, в которых разместились акционеры, подрядчики, служащие дороги, — всего тридцать пассажиров. Видимо, среди приглашенных находился и корреспондент «Московских ведомостей». 24 января 1862 года газета сообщила, что в минувшее воскресенье, а именно 21 января, был совершен первый пробный рейс по только что проложенному пути на расстоянии 45 верст от Москвы до села Троицкое-Раменское.

«Приятно было видеть,сообщала газета, — как на дороге, где мы ос-танавливались один раз для забора воды, крестьяне соседнего села Люберцы поднесли распорядителям хлеб-соль в изъявление своего удовольствия, что видят движение по дороге, которая им как ближайшим жителям, обещает наиболее выгод» .

Московско-Казанской Железной Дороги Общество. Облигация в 187,5 рублей

В разгар строительных работ «Общество Саратовской железной дороги» обанкротилось. Строительство железных дорог было дело новое и имело определенный риск. Строительство замерло. Но в 1863 году группа капиталистов-единомышленников, предвидя открывающиеся с раз-витием нового вида транспорта перспективы, организовала новую частную компанию «Общество Московско-Казанской железной дороги». Эта компания успешно завершила дело и владела новой дорогой до 1918 года.

Строительство дороги велось в несколько этапов. В 1863 году ветка железной дороги соединила Москву и Коломну. Станций было семь: Люберцы, Быково, Раменское, Фаустово, Воскресенское, Пески и Коломна. Составы в движение приводились паровозами, которые работали на дровах и торфе. Для управления движением поездов применялись жезловые аппараты и телеграф. Путь был одноколейным, мосты — деревянными.

В 1864 году поезда пошли до Рязани, а через пять лет была открыта вся дорога, соединившая столицу с южными губерниями: Москва —Рязань — Козлов — Воронеж. Сооружение этой дороги — результат предпринимательской деятельности одного из крупнейших железно-дорожных магнатов той эпохи П.Г. фон Дервиза .

В 1873 году землю при сельце Фролове, что недалеко от Котельников, приобрел для перепродажи купец Носов. С 1902 года там начал расти дачный поселок, который так и назвали «Дачи Носова». Через эти дачи предполагалось проложить рельсы от Москвы до Николо-Угрешского монастыря.

Московско-Казанская железная дорога.

Причем, с самого начала собирались строить так, чтобы движение вагонов могло производиться, кроме конной тяги, паром, электричеством или любым иным способом, который мог быть открыт. Об этом сообщал текст договора, заключенного в 1899 году между Московской уездной земской управой и инженером путей сообщения И.А. Лихачевым, который брался построить дорогу и эксплуатировать ее. Трасса должна была пройти от Покровской (Абельмановской) заставы в Москве по Рязанскому шоссе через село Карачарово и деревню Вязовку, далее через Кузьминки к стенам монастыря — всего около 18 верст.

Строительство сорвалось из-за несознательности частных владельцев тех земельных участков, через которые должна была пройти дорога. Их согласия на ее постройку добиться не удалось .

Этот проект Угрешской линии не был первым: еще в 1875 году замышлялось связать Москву с Угрешей. Но тогда проект был отклонен в связи с намечавшейся постройкой железной дороги из Москвы до Мячковских каменоломен через Угрешский монастырь.

29 июля 1870 года коллежским секретарем Василием Солдатенковым было получено от Министерства Путей Сообщения разрешение на проведение изысканий с целью прокладки линии железной дороги от Москвы до села Мячково.

Вот что писали по этому поводу «Московские губернские ведомости»: «Нам передавали, что в начале настоящей недели одним инженером были производить необходимые изыскания для определения местности, по которой должна пройти от Москвы до подмосковного села Мячкова новая ветвь железной дороги. Как известно, село Мячково, лежащее в 28 верстах от Москвы, производит большое количество извести; кроме того, предполагается устроить станцию новой железной дороги в селе Котельниках, где находятся самые большие под Москвой каменоломни, принадлежащие московскому купцу 1-ой гильдии П. Губонину. Наконец, еще станция имеет быть выстроена в селе Кузьминках. Главное назначение предполагаемой железной дороги служить для доставки в столицу извести и каменных материалов. По слухам дорогу эту будет строить известный капиталист К. Солдатенков в соучастии с другими капиталистами.  Кработе по соору-жению этой дороги, как говорят, хотят приступить в непродолжительном времени».

Так получилось, что дорога эта к Лыткарино ближайшая, но к счастью чрез него не прошедшая.

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , , , , , ,

Ваш отзыв