Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Первое письменное упоминание о Лыткарино

Первое письменное упоминание о Лыткарино

Таинственная инокиня Марфа

         В петербургских архивах хранится жалованная грамота Василия II Чудову монастырю, в которой упоминалась монастырская земля Иткарино» (Лыткарино ). Именно на этот документ, рассказывая о первом письменном упоминании о Лыткарино, и ссылались все предыдущие авторы-краеведы. Мы с вами внимательно прочтем эту грамоту, но прежде — небольшая, почти детективная история.

Если Лыткарино при Василии II уже принадлежало монастырю, то, следовательно, возникло поселение ранее того времени, когда был составлен документ, возможно, даже задолго до него, не так ли? А как оно сделалось монастырской вотчиной? Когда? Понятно, что ответы на эти вопросы мог дать только архив Чудова монастыря. Но вот беда — судьба Чудовского архива оказалась типичной для имущества большинства средневековых монастырей. Частью, утраченный по причине бедствий и различных социальных неурядиц, частью, просто разворованный, архив дошел до нас в далеко не полном виде и оказался распыленным по многим фондам и коллекциям. Кропотливый анализ сохранившихся документов Чудова монастыря позволил авторам дан-ной книги обнаружить любопытный документ, хранящийся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Им оказалась старинная грамота, написанная мелким полууставом. Часть текста, как ни грустно, была утеряна от времени — стерлась, изъедена, обгнила. Но кое-что удалось восстановить:

Грамота инокини Марфы первый писменный документ о Лыткарино

Грамота инокини Марфы первый писменный документ о Лыткарино.1429-1461гг.

«Данная ... Борисовой жены Володимеровича ... Чудову монастырю на село ... с угодьями. [Се аз ... Бо]рисова жена Володимерович[а], дала если свое село на рец ... к великому арханьилу Михаи[у] к Чюду в дом анхим [андриту ... или ко-то]рои будет иной архимандрит по нем, по своих родителей] ..., u свек-рови, и по своем мужи, и по своем с[ы]ну; дала [село ... и ] што к тому се-лу испарины потягло, куды топор ход(ил, куды коса ходила, и с лесы, и с луги, и с озеры, и с перев[есищи.

А на то послали]: Володимерь Семенов сын Антонова, да Ивань Федо-ров сы[н ... А]запечатала если печатью своей осподарыни кня[ининою Еф-росиньи] ною княж Петровы Дмитриевича. А грамоту писал дьяк ...ень-скои» .

Понятно, что перед нами юридический документ — дарственная, согласно которой некая женщина передает Чудову монастырю село для поминовения душ своих умерших родных. Как звали дарительни-цу? О каком селе идет речь? Загадка. Зато известно, что подобные документы всегда бережно сохранялись в монастырях и неоднократно включались в монастырские описи наряду с церковной утварью, сере-бряной посудой и другим имуществом. Стали искать дальше и, представьте себе, отыскали! Наша загадочная грамота упоминалась в двух таких описях — 1701 и 1755 годов. Грамота 1701 года, хранящаяся в Центральном государственном архиве древних актов, позволила нам установить имя дарительницы и название села: «Данная инокини Мар-фы Борисовой жены Володимеровича ... Чудову монастырю на село Лыт-корино с угодьями». Пытаясь представить себе Лыткарино начала ХЧ в., не надо забывать, что село тех лет — это не современное нам крестьянское поселение с церковью. На протяжении ряда столетий словом «село» обозначалась просто землемерная единица или владе-ние.

Но вернемся к дарительнице. Кем была эта инокиня Марфа до пострижения в монахини? Обратим внимание на имя ее мужа — Борис Володимерович. Написание в документах XV в. отчества человека с «вичем» указывает на его высокое общественное положение в отличие, к примеру, от людей попроще — Володимера Семенова сына Антонова да Ивана Федорова, упомянутых в этом же документе в качестве свиде-телей. Кем же он мог быть? Еще загадка.

Под документом стоит печать княгини Евфросинии, жены князя Петра Дмитриевича, земельный надел которого нас будет интересовать особо. Но об этом чуть позже.

Петр Дмитриевич, младший сын великого князя Дмитрия Донского, родился в 1385 году. От отца ему достались по наследству города Уг-лич и Дмитров «со всеми волосами, и с селы, и со всеми пошлинами». Далее в духовной грамоте отца перечисляются наследуемые сыном села, слободка, городок в Московской волости, но Лыткарино среди них нет. Можно предположить, что оно перешло к нему как часть более значительного и богатого села, но это всего лишь версия.

Не был ли упомянутый выше Борис Володимерович человеком из близкого к князю окружения? Княжеским воеводой? Боярином, получившим Лыткарино от князя в награду за усердную службу?

А может быть, Борис Володимерович в свое время просто купил Лыткарино, или село досталось ему от родителей? Документы молчат.

Вернемся к дарственной грамоте, под которой стоит подпись княгини Евфросинии. Почему не князя? Видимо, к моменту составления документа князя уже не было в живых. Князь Петр скончался, по одним источникам, в 1427, по другим — в 1428 году, и был похоронен в ро-довой усыпальнице в Архангельском соборе Кремля.

О его супруге известно тоже не много. Она была дочерью Полиевкта Васильевича Вельяминова-Воронцова. История не сохранила даже ее мирского имени. Евфросиния — монашеское имя вдовы князя Петра Дмитриевича. Умерла она в 1466 году. В родословцах князь и княгиня показаны бездетными. Предполагают, что дети их скончались в младенчестве.

Под дарственной грамотой, заверенной княгиней Евфроси-нией, не проставлена дата, тогда это не было принято. Современ-ные архивисты относят документ к 1429-1466 гг. — времени вдовства княгини.

Вознесенский собор в кремле.Фото 1884г

Вознесенский собор в кремле.Фото 1884г

Княгиня Евфросиния была инокинею московского Вознесенского женского монастыря, основанного в Кремле ее свекровью -княгиней Евдокией, вдовой Дмит-рия Донского. Впоследствии монастырь получил то же назначение, что и Архангельский собор:

как последний был местом погребения московских великих князей, так и Воз-несенский монастырь сделался усыпальницей для великих княгинь. Как известно, здесь были похоронены почти все великие княгини, царицы и царевны русские — со вре-мен самой Евдокии до ХЧ111 в.

Как мы уже знаем, вдова князя Петра Дмитриевича была монахиней Вознесенского

монастыря. За долгие годы своего вдовства княгиня много занималась благотворитель-ной деятельностью.

Монахиня Вознесенского монастыря. Фото начала ХХ века

Монахиня Вознесенского монастыря. Фото начала ХХ века

Сохранились документы, свидетельствующие о многочисленных вкладах Евфросинии в русские монастыри, в том числе и в Чудов монастырь, находящийся также на территории Кремля.

Может быть, и нашу инокиню Марфу следует искать среди монахинь Вознесенского монастыря? Ведь так печально похожи судьбы этих двух женщин! Тогда становится понятным, почему на ее дарственной грамоте стоит подпись княгини Евфросинии.

После смерти мужа и сына, вдова Бориса Володимеровича становится единственной

наследницей Лыткарино. Потеряв самых близких людей, она уходит в монастырь и

принимает монашеский постриг под именем Марфа. Своим имуществом она распоряжается так, как это было принято на Руси — дарит его монастырю для поминовения усопших. Возможно, свой вклад в Чудов монастырь Марфа сделала под влиянием и по примеру княгини Евфросинии.

Вид во дворе Вознесенского монастыря. Фото нач. ХХ века

Вид во дворе Вознесенского монастыря. Фото нач. ХХ века

Есть еще одна версия. Известно, что, находясь в монастыре, княгиня Евфросиния, тем не менее, держала при себе штат собственных бо-яр и вольнонаемных слуг. Не было ли среди них жены Бориса Володимеровича?

В петербургских архивах хранится жалованная грамота Василия II Чудову монастырю, в которой упоминалась монастырская земля Иткарино» (Лыткарино — авт.). Именно на этот документ, рассказывая о первом письменном упоминании о Лыткарино, и ссылались все предыдущие авторы-краеведы. Мы с вами внимательно прочтем эту грамоту, но прежде — небольшая, почти детективная история.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , ,

Один отзыв на «Первое письменное упоминание о Лыткарино»

  1. Елена пишет:

    Знать историю родного края всегда интересно.

Ваш отзыв