Реформа Петра Первого и Николо-Угрешский монастырь
В первую очередь, экономические формы коснулись владений церквей и монастырей. В 1701 году церковные и монастырские крестьяне вместе с вотчинами духовенства были переданы в управление восстановленного Монастырского приказа, который в свое время упразднил царь Алексей Михайлович. В ведении светского учреждения сосредо-точилось, фактически, все церковное управление и распоряжение имуществом. Доходы стали собираться в казну, откуда духовенство получало штатные оклады.
В результате реформ Николо-Угрешский монастырь, в числе других обителей, лишился царского покровительства, льгот по сборам и податям. Невзирая на то, что прежние владения были формально оставлены за монастырем, возможности распоряжаться доходами с них значительно уменьшились.
Изданный при Петре I «Духовный регламент» сократил число монашествующих, так как запретил прием в монастыри людей моложе 30 лет, военных — без разрешения начальства, женатых — от живых жен. Одним словом, поступать в монастырь разрешалось только «бесполезным» для государства людям. При этом на всех, приписанных к церквам людей, кроме только священнослужителей с их семьями, была распространена рекрутская повинность и подушная подать.
Негативно отразился на жизни Николо-Угрешского монастыря пе-ренос столицы в Петербург и переезд туда царского двора: в монастырь стали гораздо реже заезжать знатные люди и высшее духовенство, а, следовательно, заметно сократился объем пожертвований. Известно, что царь Петр был последним русским государем, посетившим старинную Николо-Угрешскую обитель.
Все это привело к тому, что казна Николо-Угрешского монастыря оскудела, количество монастырской братии уменьшалось, строения обители приходили в ветхость, остро чувствовалась нехватка рабочих рук. В начале XVIII в. в монастыре резко сократились строительные ра-боты. В синодике, к примеру, сохранилась скромная приписка, что в 1714 году крестьяне села Верхнее Мячково Иван Козырин и его сын Дмитрий дали вкладов на общую сумму 18 рублей 48 копеек да 10 бочек извести на постройку небольшой часовенки на берегу Москвы-реки. Эта часовня простояла до весны 1786 года, когда была разрушена напором льда при разливе реки.
Одним словом, церковная реформа положила начало периоду оскудения Николо-Угрешского монастыря, наступившему после трехсотлетнего процветания и широкой известности этой обители.
Здравствуйте, Виктор.
Очень хорошо, что Вы занялись изучением истории родных мест.
А ещё больше хорошего в том, что Вы, доносите эту историю до нас, читателей этого блога. Скажу честно, сложно мне писать комментарии на такие статьи, как эта. Но поскольку, все мы пока набиваем руку в этом занятии, решил не отступать от этого задания. Я не претендую, на то, чтобы этот комментарий был опубликован, просто выполняю поставленную перед нами задачу. С огромным уважением к Вашей работе,
Игорь
А почему от реформы только этот монастырь Николо-Угрешский пострадал или другие тоже?
У меня локальный интерес – местность в радиусе однодневной прогулки на велосипеде
Очень красивый вид и статья познавательная. А где это находится?
В 1-2 километрах от окружной дороги Москвы – юго-восток. И совсем рядом от Лыткарино!!!
Спасибо, за исторические факты в истории духовных и государственных институтов. Да, реформы Петра, сделали из церкви придаток государственной машины, ограничив ее, и вместе с тем сделали церковь инструментом продвижения государственной политики (во всяком случае так трактует современная история, да и факты говорят за это).
Вывод: нельзя зависеть от государства, духовные институты, общества должны быть независимыми, должны сами обеспечивать себя, жить на пожертвования. Тогда не будет такого, когда поддержка государства прекратилась, все пришло в упадок.
Это точно : никого не бойся и ничего не проси
Спасибо, интересная статья и история