Соковнины и сельцо Алчево
Приверженцами древней старины являлись не только крестьяне, но и бояре из известных московских фамилий – Стрешневы, Салтыковы, Морозовы, Урусовы, Соковнины. Искреннне сочевствуя Аввакуму. Именно они хлопотали перед царем о возвращении «мятежного протопопа» из сибирской ссылки и ласково принимали его в сто-лице, снабжали деньгами. Аввакум писал: «У Феодосьи Прокоиьевны Морозовой жил я, не выходя со двора: она дочь моя духовная, как и сестра ее княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова. И у Анны Петровны Милослав-ской всегда же в дому были» .
По свидетельству В.О. Ключевского, дом бояр Соковниных был «убежищем староверия». Трагическая судьба членов этой семьи интересует местных краеведов особо. Соковнины оставили по себе память: им принадлежали Котельники и сельцо Алчево (ныне исчезнувшее с карты края). Рядом с Лыткарино некогда существовал даже Соковнинский луг, получивший наименование по фамилии владельцев.
Согласно родословным книгам род Соковниных начался с барона Иоанна Икскюля (или вернее Мейендорф-Икскюль — одного из древнейших родов Германии, восходящего к XI в. Свидигер фон Мейендорф, епископ Бамбергский), выходца из Ливонии, перешедшего на службу к царю Ивану Грозному.
После принятия православной веры барон стал именоваться Федором Ивановичем. Его сын Василий будто бы получил за что-то прозвище Соковня. Правнук Прокопий служил при дворе царя Алексея Михайловича. После Прокопия осталось двое сыновей и столько же дочерей, которым рок уготовил тяжкие испытания.
Одна из дочерей — Феодосия Прокопиевна — семнадцати лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова — родного брата того самого Бориса Ивановича Морозова, который возглавлял правительство в начале правления царя Алексея. Могущественный деверь не был тронут западным образованием, строго придерживался домостроевских традиций, боготворил молодую сноху и оказал влияние на ее мировоззрение. Ранняя смерть мужа и обличительные проповеди Аввакума довершили остальное. В 1670 году молодая вдова тайно постриглась в монахини, приняв имя Феодоры.
Феодосия Морозова, одна из самых знатных боярынь, близких к царскому двору, имевшая влияние на саму царицу Марию Милославскую, став духовной дочерью Аввакума, обратилась в энергичную и пламенную поборницу раскола. В историю она вошла как широко известная боярыня Морозова с одноименной картины Сурикова — символ несгибаемой воли и фанатичной приверженности старой вере.
После смерти мужа она превратила свой дом в подобие монастыря, где постоянно содержала несколько инокинь и давала пристанище всякого рода странницам. Все эти лица напитывались учением Аввакума, которое и разносили повсюду, куда ходили.
Образ жизни боярыня вела аскетический: молилась, постилась, посещала темницы и богадельни, раздавала милостыни. Видимо, именно она привлекла к старообрядческому движению свою сестру Евдокию, бывшую замужем за князем Урусовым.
Царь Алексей Михайлович был недоволен поведением сестер и искал повода для расправы над ними.
Повод возник 22 января 1671 года, когда боярыня Морозова отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Как царской родственнице по первому браку царя, ей надлежало быть на свадьбе. Отказ имел вполне предсказуемые последствия для всей семьи: Морозова вместе с сестрой была арестована и сослана в Боровск. После серии страшных пыток обе сестры были уморены голодом.
Сын боярыни Морозовой Иван от печали захворал и тоже умер. Все его вотчины, конские табуны, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни были розданы боярам или проданы. После смерти матери и сына Морозовых в 1676 году Дворцовому ведомству было передано их село Котельники.
Разгневанный царь Алексей Михайлович не пощадил и братьев не-покорной раскольницы. Федор был сослан подальше от Москвы — в Чугуев, Алексей — в Рыбное. Известно, что в это же время у Алексея Соковнина была отобрана в царскую казну сельцо Алчево.
По смерти Алексея Михайловича братья были возвращены в столицу и обласканы.
Метки: Аввакум, боярыня Морозова, Лыткарино, Село Алчево, Соковнины, Соковня
Интересная статья о боярыне Морозовой,помню знаменитую картину Сурикова.Спасибо,очень интересно.
Как много истории рядом с нами. Хорошо, что не все ее забывают, интересуются и рассказывают об этом.