В стороне от Лыткарино. Станции МКЖД
Прошедшая в стороне от Лыткарино Московск0-Казанская железная дорога (МКЖД), породила новую стройку вокруг станций и полустанков дороги. Читаем в путеводителе Московской области: «Одной из самых оживленных на Московском железнодорожном узле является Московско-Рязанская дорога, протяженность которой по нынешней Московской области 160 км. Здесь еще в ХIХ в. появилось немало промышленных предприятий, возникло несколько пунктов, где значительное развитие получила машиностроительная промышленность. Неподалеку от Москвы, на станции Сортировочная, было создано большое депо, в поселке Люберцы — завод сельскохозяйственных машин, городе Коломне — паровозостроительный завод».
В селе Перово были организованы Перовские железнодорожные мастерские.
Появление железной дороги определило на многие годы вперед судьбу городов и поселков, через которые она проходила.
Железная дорога прошла в 1,5 км от старинного села Косино, и в 1889 году была построена платформа с одноименным названием.
Быстро начали развиваться и превратились в крупную железнодо-рожную станцию Люберцы. Строительство здесь завода паровых машин усилило приток населения, и бывшее село стало быстро превращаться в поселок городского типа.
Вдоль железнодорожной линии, как грибы после дождя, стали расти новые дачные поселки. Престижными дачными местностями стали Жулебино, Томилино, Красково. В первых двух были созданы Общества благоустройства. Общества нанимали рабочих, которые следили за чистотой, поливали улицы, охраняли покой дачников и выполняли другие работы по созданию условий для их комфортного проживания.
Томилино начало застраиваться дачами с 1895 года. Среди застройщиков преобладали купцы и крупные промышленники. Пять дач, к примеру, принадлежали основателю дачного поселка московскому купцу Томилину, роскошной дачей владел фабрикант Прохоров. До этого здесь была лишь железнодорожная казарма да лесная сторожка .
В начале XX в. этот дачный поселок был излюбленным местом отдыха москвичей. Они еще в середине зимы заботились об аренде дачи на лето, поэтому цена их была дороже, чем в соседних местностях.
Вот описание в «Иллюстрированном путеводителе по окрестностям Москвы», изданном в 1926 году: «Поселок летом оживает. Гудят телефонные провода, непосредственно связывающие Томилино с Москвой, стучит аппарат станционного телеграфа, шествуют по поселку неутомимые письмоносцы, расколачиваются забитые окна, открывается окошечко летнего театра и почти ежедневно меняются афиши на рекламных досках и стенах станции, извещающих томилинцев о концертах, оперных и драматических спектаклях.
Здесь бойко торгуют государственные и частные ларьки и палатки, блещут не только гастрономией и сладким, но и батареями бутылок ...
На зеленом фоне томилинского пейзажа мелькают светлые костюмы дачников.
По утрам с перекинутыми через плечо полотенцами отправляются оживленные группы дачников купаться в глубокую многоводную речку Пехорку, извилистой лазурной лентой протекающей по краю поселка».
В конце XIX в. началось превращение в дачную местность деревни Красково. Вот что писал об этом «Малаховский вестник» в 1913 году: «Двадцать пять лет назад Красково представляло собой деревушку, вытянувшуюся в два ряда изб, начиная от Пехорки, вдоль проселочной дороги, которая вела от Рязанского шоссе в Гжель. Не говоря уже о дворах, большинство жилых построек были крыты соломой и только редкие дома пестрели зелеными, а большей частью красными железными крышами растянувшаяся деревня с зелеными садиками и луговинками, окаймленная темно-зеленым хвойным лесом, невольно манила к себе. Вот почему, едва зародившись, дачная жизнь стала там быстро развиваться, мало-помалу изменяя тип самой деревни».
В Красково отдыхало немало знаменитых деятелей литературы и искусства. Здесь жил В.А. Гиляровский, к нему в гости приезжал А.П. Чехов. Именно в Красково Антон Павлович встретил крестьянина, послужившего прототипом героя в рассказе «Злоумышленник» — того, который отвинчивал с рельс гайки, чтобы использовать их в качестве грузил.
Метки: Жулебино, Косино, Красково, Лыткарино, Люберцы, Пехорка, Томилино
Интересная статья! в те дни железная дорога вносила второе дыхание в уже запустевшие деревни!