Новые статьи
ИМЯ-ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы здесь
Лытк-ий музей
Рубрики
Общайтесь со мной
Facebook Серебрякова Твиттер Серебрякова
Реклама на сайтах
Худеем наверняка

Из истории велосипеда. Часть 1

Кто и когда изобрел велосипед?

По мнению некоторых " историков"  прообраз велосипеда изображен на гравюре XII века "Видение пророка Иезекииля".

Видение пророка Иезекииля

Другое упоминание  о самокате якобы изобретенном в   1791 году графом де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи Бодри. В действительности никакого графа де Сиврака не было, прототипом его стал Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырёхколёсных экипажей.

Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст).
Это был первый в мире велопробег. В это путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который пожелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Самокат Артомонова

Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.

Но споры продолжаются...


1808 год. Второе рождение велосипеда состоялось в 1808 году в Париже, где появился двухколесный самокат без рулевого управления. Седок передвигался, по очереди отталкиваясь ногами от земли. Несмотря на свое несовершенство, это транспортное средство развивало довольно большую скорость, за что и получило свое название: “велосипед”, в переводе с латинского - “быстрые ноги”.

Беговая машина Карла фон Дреза, 1817 год

Карл Фридрих барон фон Драйс, немецкий изобретатель, усовершенствовал самокат - он изобрел переднее поворотное колесо, благодаря которому можно было изменять направление движения на ходу. Барон Карл фон Дрез (нем. Karl von Drais) — немецкий изобретатель, курфюрст (князь с правом голосовать на выборах императора). Полное имя — барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн. Карл Дрез родился в Карлсруэ(нем. Karlsruhe) — немецком городе в земле Баден-Вюртемберг.

Кем был этот изобретатель?

Фон Дрез появился на свет 29 апреля 1785 года в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Советник играл не последнюю роль в жизни баденского общества, а потому крестным отцом малютки стал Карл Фридрих, правящий маркграф Бадена. Местный «монарх» живо интересовался успехами своего крестника, именно он и предложил в 1800 году, когда Карл окончил местный лицей, определить его в частное лесное училище в Пфорцхейме, чтобы парень имел неплохую профессию в будущем.

Кроме профилирующих предметов в этом учебном заведении, помимо, собственно, ботаники и специализации — леса — были математика и архитектура.  А как говорил Ломоносов:" Математика ум в порядок приводит".

Мангейм

Отец продолжал движение по карьерной лестнице и в 1810 году стал президентом верховного суда маркграфства. Семья  переехала в Мангейм. Через год фон Дрез-младший  стал лесничим, получив в свою заботу  несколько гектаров прекрасного баденского леса. Возможность предаваться  в полном покое подальше от людей размышлениям о сути явлений, сослужили хорошую службу. Первым изобретением барона стала специальная машинка, с помощью которой можно было наносить все пять линий на нотную бумагу автоматически. Это было встречено на «ура» потому, что расчерчивать самостоятельно линии на бумаге — весьма нудное занятие.

Следующим детищем барона стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Один из аналогов "автомобиля" будущего  фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году. В адрес изобретателя было высказано много замечаний в виду того, что его машина, во-первых, недостаточно быстро двигалась, во-вторых, требовала от ездока  физических усилий почти в "лошадиную силу",  а  при езде на пересеченной местности трясла так, что все внутренности выворачивала и работала как  «костотряс».

Для того, чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона, Дрез решил сократить число колес до двух. Затем он установил на неповоротливую машину рулевого колеса, которое заметно повысило маневренность. Все и это позволило увеличить скорость передвижения. А потом процесс совершенствования «велосипеда» (в переводе с латыни — быстрые ноги) начал развиваться очень стремительно. На деревянных колесах появились металлические ободы, ездокам выдавалась специальная обувь, предохраняющая ноги от ушибов, у руля крепятся специальные приспособления для отпугивания собак. Словом, фон Дрез выпустил джина из бутылки, а дальше его судьбой начали заниматься другие…

Как бывает  почти всегда беда помогает прогрессу - в течение лета 1816 года несколько раз выпадал снег, урожай  практически погиб на корню, домашний скот вырезали, потому что его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей.  Их стало катастрофически не хватать, вот люди и обратились к деревянной машине фон Дреза.

Но совмещать работу и хобби иногда бывает вредно. Князю стали доносить, что Дрез пренебрегает обязанностями лесничего и придворного. Лесное хозяйство было запущено. Браконьеры пилили леса «его высочества». Неприятности посыпались на голову камергера.

Однажды князь, разгневанный очередным происшествием, в окно увидел Дреза. Барон безмятежно ехал по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя неуклюжими тележными колесами. Носками сапог он отпихивался от земли. Величайшее наслаждение изображалось на его лице. Нелепо перебирая ногами, он разгонялся изо всех сил, и тогда наступало упоительное мгновение — можно было задрать ноги кверху и катиться так, с разгону, в течение нескольких секунд. Дрез был счастлив. Он чувствовал себя победителем пространства.

Князю представились лесные угодья и браконьеры, пилящие леса. Он сел и подписал приказ о лишении Дреза звания камергера и княжеского лесничего.Но Дрез только обрадовался. Теперь он мог вплотную заняться механикой и своей «беговой машиной». Он занялся конструированием разных механизмов. Изобрел мясорубку, пишущую машинку своей системы. Слава Дреза росла.

Года два спустя князь прочёл в газете, что механик Дрез ездит на своей машине в четыре раза быстрее, чем всадник на лошади, что он демонстрировал свое изобретение Александру I, и русский император его весьма одобрил. Пришлось сменить гнев на милость. Дрезу присвоили звание профессора-механика.

Карл фон Дрез

Самокат был назван по имени изобретателя дрезиной.  17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы». Впрочем, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше, но это были, если можно назвать, проектные экземпляры, а в феврале барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью 9 миль в час. Впрочем, скорость здесь неважна, главное, как выглядел этот красавец. Рама была деревянная, руль уже присутствовал, правда, самое главное — не было педалей, которые появились несколько позже.

Практически тут же немцы окрестили это изобретение «дрезиной», это слово присутствует и в русском языке, обозначая тележку, передвигаемую механически по рельсам. Дрезина в нынешнем ее виде введена на железной дороге с 1839 года и была названа в честь барона Карла фон Дреза.

Однажды чудо-самокат увидел 10-летний наследник престола. Велосипед так ему понравился, что он упросил короля щедро наградить изобретателя. Но что такое щедрость монаршей особы? Фон Дрезу выплатили незначительную премию и стали доплачивать определенную сумму в качестве вознаграждения каждый месяц. Это позволило изобретателю совершить большое заокеанское путешествие с целью пропаганды своего велосипеда.

Он отправился в Бразилию, а потом в Соединенные Штаты. И здесь был вынужден с горечью признать, что его детище доставляет массу хлопот. Дело в том, что и в те далекие времена велосипедисты не очень-то любили ездить по тряской дороге, а все старались свернуть на гладкий тротуар, развивая на нем приличную скорость. Когда число «продвинутых» ездоков по тротуару стало немыслимо много и они просто выжили пешеходов, полиция приняла меры. В некоторых штатах велосипед решили убрать в особые места.

Спустя пять лет, в 1827 году, фон Дрез был вынужден вернуться в Мангейм из-за того, что тяжело заболел отец. Последним изобретением сына, которое увидел фон Дрез-старший, была пишущая машинка на 16 клавиш. Говорят, эта вещица очень понравилась больному. Но остановить его болезнь не смогла. Он скончался в 1830 году, оставив после себя не столько друзей, сколько многочисленных врагов, которые, естественно, попытались отыграться на сыне. Нервотрепка с различными судами, денежные разборки и прочие атрибуты стресса доконали и фон Дреза-младшего, у которого в 1837 году случился инсульт. После выздоровления он просто сбежал от людей, вернувшись в лес. Поселившись в доме у ручья, Карл постепенно приходил в себя и вновь занялся изобретательством. Он решил поставить свой первый велосипед на железнодорожные рельсы, что и удалось. Дрезина навеки обессмертила его имя…

Революцию 1849 года Карл фон Дрез встретил с большим пониманием. Во многом из-за того, что она позволяла ему поквитаться с врагами отца, давно ставшими его собственными врагами. Но революция была быстро подавлена, а с фон Дрезом рассчитались по полной программе. Его признали психически ненормальным человеком, все имущество описали и расхватали, стипендию отменили. Одним словом, обрекли великого изобретателя на голод и нищету.

Германия. Карлсруэ

Карлсруэ

Такой поворот событий окончательно сломил фон Дреза. Он скончался 10 декабря 1850 года в Карлсруэ, городе, в котором и родился. Надо сказать, что потомки оказались к нему гораздо более почтительны. Сегодня 285-тысячный город по праву гордится тем, что в нем родился и почил один из знаменитых сынов Германии Карл фон Дрез.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Метки: , , , , , ,

Ваш отзыв